На главную

64-битный привет

Архитектура x86-64 под скальпелем ассемблерщика

32-битная эпоха уходит в прошлое, сдаваясь под натиском новых идей и платформ. Оба флагмана рынка (Intel и AMD) представили 64-битные архитектуры, открывающие дверь в мир больших скоростей и производительных ЦП. Это настоящий прорыв - новые регистры, новые режимы работы… попробуем с ними разобраться? Мы рассмотрим архитектуру AMD64 (она же x86-64) и покажем, как с ней бороться.

64-битный лейбл - звучит возбуждающе, но в практическом плане это всего лишь хитрый маркетинговый трюк, скрывающий не только достоинства, но и недостатки. Нам дарованы 64-битные операнды и 64-битная адресация. Казалось бы, лишние разряды карман не тянут и если не пригодятся, то, по крайней мере, не помешают. Так ведь нет! С ростом разрядности увеличивается и длина машинных команд, а значит, время их загрузки/декодирования и размеры программы, поэтому для достижения не худшей производительности 64-битный процессор должен иметь более быструю память и более емкий кэш. Это раз.

64-битные целочисленные операнды становятся юзабельны только при обработке чисел порядка 2^33+ (8.589.934.592) и выше. Там, где 32-битному процессору требуется несколько тактов, 64-битный справляется за один. Но где ты видел такие числа в домашних и офисных приложениях? Не зря же инженеры из Intel пошли на сокращение разрядности АЛУ (арифметичного-логичесокго устройства), ширина которого в Pentium-4 составляет всего 16 бит, против 32 бит в Pentium-III. Это не значит, что Pentium-4 не может обрабатывать 32-разрядные числа. Может. Только он тратит на них больше времени, чем Pentium-III. Но, поскольку, процент подлинно 32-разрядных чисел (то есть таких, что используют свыше 16 бит) в домашних приложениях относительно невысок, производительность падает незначительно. Зато ядро содержит меньше транзисторов, выделяет меньше тепла и лучше работает на повышенной тактовой частоте - в целом эффект положительный.

64-битная разрядность… Помилуй! Адресовать 18.446.744.073.709.551.616 байт памяти не нужно даже Microsoft'у со всеми его графическими заворотами! Из 4 Гбайт адресного пространства Windows Processional и Windows Server только 2 Гбайта выделяют приложениям.

3 Гбайта выделяет лишь Windows Advanced Server, и не потому, что больше выделить невозможно! x86-процессоры с легкостью адресуют вплоть до 16 Гбайт (по 4 Гбайта на код, данные, стек и кучу), опять-таки обходясь минимальной перестройкой операционной системы! Почему же до сих пор это не было сделано? Почему мы сидим на жалких 4 Гбайтах из которых реально доступны только два?! Да потому, что больше никому не нужно! Систему, адресующую 16 Гбайт, просто так не продашь, кого эти гигабайты интересуют? Вот 64-бита - совсем другое дело! Это освежает! Вот все вокруг них и танцуют.

Сравнивать 32- и 64-битные процессоры бессмысленно! Если 64-битный процессор на домашнем приложении оказывается быстрее, то отнюдь не за счет своей 64-битности, а благодаря совершенно независимым от нее конструктивным ухищрениям, на которых инженеры едва не разорвали себе задницы!

Впрочем, не будем о грустном. 64-бита все равно войдут в нашу жизнь. Для некоторых задач они очень даже ничего. Вот, например, криптография. 64-бита - это же 8 байт! 8-символьные пароли можно полностью уместить в один регистр, не обращаясь к памяти, что дает невероятный результат! Скорость перебора увеличивается чуть ли не на порядок! Ну, так чего же мы ждем?! Вперед! На штурм 64-битных вершин!

[что нам понадобится?]

Для программирования в 64-режиме желательно иметь компьютер с процессором AMD Athlon FX или Opertorn, но можно обойтись и эмулятором. Существует не так уж много эмуляторов под x86-64 платформу и все они недоделанные и жутко бажные, но для знакомства с AMD 64 их будет вполне достаточно.

Большой популярностью пользуется бесплатный эмулятор BOCHS (в просторечии называемый борщом), распространяемый в исходных текстах. Поддержка архитектуры x86-64 впервые появилась в версии 2.2-pre3 и затем была включена в релиз 2.2.1 на правах экспериментальной фичи. На официальном сайте (http://bochs.sourceforge.net/) можно найти несколько готовых бинарных сборок под разные платформы, но… только для архитектуры x86. Эмуляция x86-64 требует обязательной перекомпиляции под *nix-системами. Скачиваем исходные тексты (http://prdownloads.sourceforge.net/bochs/bochs-2.2.1.tar.gz?download), распаковываем архив, запускам конфигуратор с ключом --enable-x86-64 и затем даем make.

[сборка BOCHS'а с поддержкой эмуляции x86-64]

$./configure --enable-x86-64

$make

Образуется исполняемый файл bochs, требующий для своей работы bios и bxrc-сценарий, которые можно позаимствовать из готовой бинарной сборки. Для компиляции под Windows-платформу следует запустить скрипт "conf.win32-vcpp", а затем выполнить make win32_snap. Для этого, естественно, необходимо иметь Linux, поскольку Windows shell-скриптов в упор не понимает (правда, можно воспользоваться Cygwin'ом, но сборка под ним - отдельный геморрой).

[сборка BOCHS'а для компиляции Microsoft Visual C++]

sh .conf.win32-vcpp

make win32_snap

Сборка компилятором Microsoft Visual C++ 6.0 проходит не очень гладко (точнее, не проходит совсем) и приходится устранять многочисленные ошибки, допущенные разработчиками эмулятора, что требует времени и квалификации. Хорошо, что в Сети можно найти множество сборок борща, например: http://www.psyon.org/bochs-win32/bochs-x86-64-20050508.exe.

Тем не менее, со своей работой борщ справляется из рук вон плохо и к тому же сильно тормозит. Мой Pentium-III 733 затормаживается до < 1 Мгц AMD 64, отставая даже от Машины Бэббиджа, собранной на шестеренках и приводимой в движение паровым двигателем. Многие 64-битные Линухи вылетают еще на стадии загрузки ядра. Побаловаться x86-64 режимом под борщом еще можно, но на рабочий инструмент он не тянет. Впрочем, в последующих версиях ошибки эмуляции скорее всего будут исправлены, и тогда единственным недостатком останется низкая скорость, а вот это уже фундаментально. Обладателям low-end процессоров по любому придется искать что-то еще.

QEMU - бесплатный динамический эмулятор, основанный на BOCHS. Архитектура x86-64 эмулируются на Pentium-III с ничуть не худшей скоростью, чем x86 под коммерческим VM Ware. Стабильность работы также выше всяких похвал. На официальном сайте (http://fabrice.bellard.free.fr/qemu/) выложены исходные тексты и готовые сборки под Linux. Обладателям Windows приходится заниматься компиляцией самостоятельно или рыскать в поисках добычи по Сети. Добросовестный билд лежит на хорошем японском сервере http://www.h7.dion.ne.jp/~qemu-win/. Там же можно найти драйвер-акселератор, ускоряющий эмуляцию в несколько раз. Кстати говоря, помимо x86-64, QEMU эмулирует x86, SPARC, PowrPC и некоторые другие архитектуры. И еще, QEMU - это единственный эмулятор, в котором виртуальная сеть встает сама без плясок с бубном и не загаживает основную операционную систему левыми адаптерами.

Также нам потребуется 64-разрядная операционная система. Дотянутся до 64-битных регистров и прочих вкусностей x86-64-архитектуры можно только из специального 64-разрядного режима (long mode). Ни под реальным, ни под 32-разрядным защищенным x86-режимом они не доступы. И хотя мы покажем, как перевести процессор из реального в 64-разрядный режим, создание полнофункциональной операционной системы не входит в наши планы, а без нее никуда!

Проще всего, конечно, взять Windows XP 64-Bit Edition, но… не все хакеры разделяют это мнение (правильную вещь буквой X не назовут). Если выпрямить земную ось, то поднимется такой цунами, что всю Америку вместе с Редмондом смоет на хрен в океан. А Linux делают и в континентальной Европе, до которой никакие цунами не достанут! (Правда, ей угрожает ледник и первой пострадают небезразличные для Линуха скандинавские страны). Большинство производителей либо уже выпустили x86-64 порты, либо собираются это сделать в ближайшем будущем. Приверженцам традиционного немецкого качества можно порекомендовать SuSE LiveCD 9.2, не требующий установки (http://suse.osuosl.org/suse/x86_64/live-cd-9.2/SUSE-Linux-9.2-LiveCD-64bit.iso), но лично я больше предпочитаю Дебиан, неофициальный порт которого в формате businesscard-CD лежит на http://cdimage.debian.org/cdimage/unofficial/sarge-amd64/iso-cd/debian-31r0a-amd64-businesscard.iso. Там же можно найти и другие порты.

Теперь перейдем к подготовке инструментария. Как минимум, нам понадобится ассемблер и отладчик. Мы будем использовать FASM (http://flatassembler.net/). Он бесплатен, работает под LINUX/Windows/MS-DOS, поддерживает x86-64, обладает удобным синтаксисом и т. д. Любители классической миссионерской могут качнуть бесплатный Windows Server 2003 SP1 Platform SDK (http://www.microsoft.com/downloads/details.aspx?FamilyId=A55B6B43-E24F-4EA3-A93E-40C0EC4F68E5), в состав которого входит 64-разрядный MASM. Синтаксически оба этих ассемблера несовместимы, так что попеременно пользоваться ими не удастся, и нужно сразу выбирать какой-то один.

Практически во все x86-64 порты Линуха входит GNU Debugger, которого для наших задач вполне достаточно. Обладатели Windows могут воспользоваться Microsoft Debugger'ом, входящим в состав бесплатного Microsoft Debugging Tools (http://www.microsoft.com/whdc/devtools/debugging/installamdbeta.mspx).

[обзор x86-64]

За подробным описанием x86-64-архитектуры лучше всего обратиться к фирменной документации AMD64 Technology - AMD64 Architecture Programmer's Manual Volume 1:Application Programming (http://www.amd.com/us-en/assets/content_type/white_papers_and_tech_docs/24593.pdf). Мы же ограничимся только беглым обзором основных нововведений.

Наконец-то AMD сжалилась над нами и подарила программистам то, что все так долго ждали. К семи регистрам общего назначения (восьми - с учетом ESP) добавилось еще восемь, в результате чего их общее количество достигло 15 (16) штук.

Старые регистры, расширенные до 64-бит, получили имена RAX, RBX, RCX, RDX, RBP, RSI, RDI, RSP, RIP и RFLAGS. Новые регистры остались безымянными и просто пронумерованы от R8 до R15. Для обращения к младшим 8-, 16- и 32-битам новых регистров можно использовать суффиксы b, w и d. Например, R9 - это 64-разряный регистр, R9b - его младший байт (по аналогии с AL), а R9w - младшее слово (тоже самое, что AX в EAX). Прямых наследников AH к сожалению не наблюдается и для манипуляции со средней частью регистров приходится извращаться со сдвигами и математическими операциями.

Регистр, указатель команд RIP, теперь адресуется точно так же, как и все остальные регистры общего назначения. Программисты, заставшие живую PDP-11 (или ее отечественный клон - Электронику БК или УКНЦ), только презрительно хмыкнут - наконец-то до разработчиков стали доходить очевидные истины, которые на всех нормальных платформах были реализованы еще неизвестно когда.

Возьмем простейший пример: загрузим в регистр AL опкод следующей машинной команды. На x86 приходится поступать так.

[загрузка опкода следующей машинной команды в классическом x86]

call $ + 5 ; запихнуть в стек адрес следующей команды и передать на нее управление

pop ebx ; вытолкнуть из стека адрес возврата

add ebx, 6 ; скорректировать адрес на размер команд pop/add/mov

mov al, [ebx] ; теперь AL содержит опкод команды NOP

NOP ; команда, чей опкод мы хотим загрузить в AL

Это же умом поехать можно, пока все это напишешь! И еще здесь очень легко ошибиться в размере команд, который приходится вычислять либо вручную, либо загромождать листинг никому не нужными метками, к тому же неизбежно затрагивается стек, что в ряде случаев нежелательно или недопустимо (особенно в защитных механизмах, нашпигованных антиотлаодчными приемами).

А теперь перепишем тот же самый пример на x86-64.

[загрузка опкода следующей машинной команды на x86-64]

mov al,[rip] ; загружаем опкод следующей машинной команды

NOP ; команда, чем опкод мы хотим загрузить в AL

Красота! Только следует помнить, что RIP всегда указывает на следующую, а отнюдь не текущую инструкцию! К сожалению, ни Jx RIP, ни CALL RIP не работают. Таких команд в лексиконе x86-64 просто нет.

Но это еще что! Исчезла абсолютная адресация! Если нам надо изменить содержимое ячейки памяти по конкретному адресу, на x86 мы поступаем приблизительно так:

dec byte ptr [666h] ; уменьшить содержимое байта по адресу 666h на единицу

Под x86-64 транслятор выдает ошибку ассемблирования, вынуждая нас прибегать к фиктивному базированию:

xor r9, r9 ; обнулить регистр r9

dec byte ptr [r9+666h] ; уменьшить содержимое байта по адресу 0+666h на единицу

Есть и другие отличия от x86, но они не столь принципиальны. Важно то, что в режиме совместимости с x86 (Legacy Mode) ни 64-битные регистры, ни новые методы адресации недоступны! Никакими средствами (включая черную и белую магию) дотянуться до них нельзя и прежде чем что-то сделать, необходимо перевести процессор в длинный режим (long mode), который делиться на два подрежима: режим совместимости с x86 (compatibility mode) и 64-битный режим (64-bit mode). Режим совместимости предусмотрен только для того, чтобы 64-разрядная операционная система могла выполнять старые 32-битные приложения. Никакие 64-битные регистры здесь и не ночевали!

Реальная 64-битность обитает только в 64-bit long mode, о котором мы и будем говорить!

[hello world на x86-64]

Программирование под 64-битную версию Windows мало чем отличается от традиционного, только все операнды и адреса по умолчанию 64-разрядные, а параметры API-функций передаются большей частью через регистры, а не через стек. Первые четыре аргумента всех API-функций передаются в регистрах RCX, RDX, R8 и R9 (регистры перечислены в порядке следования аргументов, крайний левый аргумент помещается в RCX). А уж остальные параметры кладутся в стек. Все это называется x86-64 fast calling conversion (соглашение о быстрой передаче параметров для x86-64), подробное описание которой можно найти в статье The history of calling conventions, part 5 amd64 (http://blogs.msdn.com/oldnewthing/archive/2004/01/14/58579.aspx). Также советую заглянуть на страничку бесплатного компилятора Free PASCAL и поднять документацию по способам вызова API: http://www.freepascal.org/wiki/index.php/Win64/AMD64_API.

В частности, вызов функции с пятью аргументами API_func(1,2,3,4,5) выглядит так:

mov dword ptr [rsp+20h], 5 ; кладем на стек пятый слева аргумент

mov r9d, 4 ; передаем четвертый слева аргумент

mov r8d, 3 ; передаем третий слева аргумент

mov edx, 2 ; передаем второй слева аргумент

mov ecx, 1 ; передаем первый слева аргумент

call API_func

Смещение пятого аргумента относительно верхушки стека требует пояснений. Почему оно равно 20h? Ведь адрес возврата занимает только 8 байт. Какая су… сущность съела все остальные? Оказывается, они резервируются для первых четырех аргументов, переданных через регистры. Зарезервированные ячейки содержат неинициализированный мусор и по-буржуйски называются spill, что переводится как затычка или потеря.

Вот минимум знаний, необходимых для выживания в мире 64-битной Windows при программировании на ассемблере. Остается разобрать самую малость: как эти самые 64-бита заполучить?! Для перевода FASM'а в x86-64 режим достаточно указать директиву use64 и дальше кодить как обычно.

Ниже идет пример простейшей x86-64 программы, которая не делает ничего, только возвращает в регистре RAX значение 0.

; сообщаем FASM'у, что мы хотим программировать на x86-64

use64

xor r9,r9 ; обнуляем регистр r9

mov rax,r9 ; пересылаем в rax,r9 (можно сразу mov rax,0, но неинтересно)

ret ; выходим туда откуда пришли

Никаких дополнительных аргументов командной строки указывать не надо, просто сказать fasm file-name.asm и все! Через мгновение образуется файл file-name.bin, который в hex-представлении выглядит следующим образом:

[дизассемблерный листинг простейшей 64-битной программы]

4D 31 C9 xor r9, r9

4C 89 C8 mov rax, r9

C3 retn

Формально, это типичный com-файл, вот только запустить его не удастся (во всяком случае, ни одна популярная ось его не съест) и необходимо замутить законченный ELF или PE, в заголовке которого будет явно прописана нужная разрядность.

Начиная с версии 1.64, ассемблер FASM поддерживает специальную директиву format PE64", автоматически формирующую 64-разрядный PE-файл (директиву use64 в этом случае указывать уже не нужно), а в каталоге EXAMPLES можно найти готовый пример PE64DEMO, в котором показано, как ее использовать на практике.

Ниже приведен пример x86-64 программы hello, world" с комментариями:

[64-битное приложение "hello, world" под Windows на FASM'е]

; пример 64-битного PE файла

; для его выполнения необходимо иметь Windows XP 64-bit edition

; указываем формат

format PE64 GUI

; указываем точку входа

entry start

; создать кодовую секцию с атрибутами на чтение и исполнение

section '.code' code readable executable

start:

mov r9d,0 ; uType == MB_OK (кнопка по умолчанию)

; аргументы по соглашению x86-64

; передаются через регистры, не через стек!

; префикс d задает регистр размером в слово,

; можно использовать и mov r9,0, но тогда

; машинный код будет на байт длиннее

lea r8,[_caption] ; lpCaption передаем смещение

; команда lea занимает всего 7 байт,

; а mov reg, offset - целых 11, так что

; lea намного более предпочтительна

lea rdx,[_message] ; lpText передаем смещение выводимой строки

mov rcx,0 ; hWnd передам дескриптор окна владельца

; (можно также использовать xor rcx, rcx,

; что на три байта короче)

call [MessageBox] ; вызываем функцию MessageBox

mov ecx,eax ; заносим в ecx результат возврата

; (Функция ExitProcess ожидает 32-битный параметр

; можно использовать и mov rcx, rax, но это будет

; на байт длиннее)

call [ExitProcess] ; вызываем функцию ExitProcess

; создать секцию данных с атрибутами на чтение и запись

; (вообще-то в данном случае атрибут на запись необязателен,

; поскольку мы ничего не пишем, а только читаем)

section '.data' data readable writeable

_caption db 'PENUMBRA is awesome!',0 ; ASCIIZ-строка заголовка окна

_message db 'Hello World!',0 ; ASCIIZ-строка выводимая на экран

; создать секцию импорта с атрибутами на чтение и запись

; (здесь атрибут на запись обязателен, поскольку при загрузке PE-Файла

; в секцию импорта ; будут записываться фактические адреса API-функций)

section '.idata' import data readable writeable

dd 0,0,0,RVA kernel_name,RVA kernel_table

dd 0,0,0,RVA user_name,RVA user_table

dd 0,0,0,0,0 ; завершаем список двумя 64-разряными нулеми!!!

 

kernel_table:

ExitProcess dq RVA _ExitProcess

dq 0 ; завершаем список 64-разряным нулем!!!

user_table:

MessageBox dq RVA _MessageBoxA

dq 0

kernel_name db 'KERNEL32.DLL',0

user_name db 'USER32.DLL',0

_ExitProcess dw 0

db 'ExitProcess',0

_MessageBoxA dw 0

db 'MessageBoxA',0

Ассемблируем файл (fasm PE64DEMO.ASM) и запустим образовавшийся EXE на выполнение. Под 32-разрядной Windows он, естественно, не запустится.

Вдоволь наигравшись нашем первым x86-64 файлом, загрузим его в дизассемблер (например, в IDA Pro 4.7. Она хоть и материться, предлагая использовать специальную 64-битную версию, но при нажатии на yes все корректно дизассемблирует, во всяком случае до тех пор, пока не столкнется с подлинным 64-битным адресом или операндом, с которым произойдет обрезание, в частности, mov r9,1234567890h дизассемблируется, как mov r9, 34567890h, так что переход на 64-битную версию IDA все же очень желателен, тем более, что начиная с IDA 4.9 она входит в базовую поставку). Посмотрим, что у нашей программы внутри?

[дизассемблерный листинг 64-битного приложения hello, world!]

.code:0000000000401000 41 B9 00 00 00 00 mov r9d, 0

.code:0000000000401006 4C 8D 05 F3 0F 00 00 lea r8, aPENUMBRA

.code:000000000040100D 48 8D 15 03 10 00 00 lea rdx, aHelloWorld ; "Hello World!"

.code:0000000000401014 48 C7 C1 00 00 00 00 mov rcx, 0

.code:000000000040101B FF 15 2B 20 00 00 call cs:MessageBoxA

.code:0000000000401021 89 C1 mov ecx, eax

.code:0000000000401023 FF 15 13 20 00 00 call cs:ExitProcess

Что ж, довольно громоздко, объемно и концептуально. Для сравнения, дизассемблированный листинг аналогичного 32-разрядного файла приведен ниже. Старый x86 код в 1,6 раз короче! А ведь это только демонстрационная программа из нескольких строк! На полновесных приложениях разрыв будет только нарастать! Так что не стоит злоупотреблять 64-разрядным кодом без необходимости. Его следует использовать только там, где 64-битная арифметика и 8 дополнительных регистров действительно дают ощутимый выигрыш. Например, в математических задачах или программах для вскрытия паролей.

[дизассемблерный листинг 32-битного приложения hello, world!]

code:00401000 6A 00 push 0

code:00401002 68 00 20 40 00 push offset aPENUMBRA

code:00401007 68 17 20 40 00 push offset aHelloWorld

code:0040100C 6A 00 push 0

code:0040100E FF 15 44 30 40 00 call ds:MessageBoxA

code:00401014 6A 00 push 0

code:00401016 FF 15 3C 30 40 00 call ds:ExitProcess

В качестве заключительного упражнения перепишем наше приложение в стиле MASM, поклонников которого нужно не бить, а уважать. Никаких радикальных отличий не наблюдается:

[64-битное приложение hello, world под Windows на MASM'е]

; объявляем внешние API-функции, которые мы будем вызывать

extrn MessageBoxA: PROC

extrn ExitProcess: PROC

; секция данных с атрибутами по умолчанию (чтение и запись)

.data

mytit db 'PENUMBRA is awesome!', 0

mymsg db 'Hello World!', 0

; секция кода с атрибутами по умолчанию (чтение и исполнение)

.code

Main:

mov r9d, 0 ; uType = MB_OK

lea r8, mytit ; LPCSTR lpCaption

lea rdx, mymsg ; LPCSTR lpText

mov rcx, 0 ; hWnd = HWND_DESKTOP

call MessageBoxA

mov ecx, eax ; uExitCode = MessageBox(...)

call ExitProcess

End Main

Ассемблирование и линковка проходит так:

ml64 XXX.asm /link /subsystem:windows /defaultlib:kernel32.lib /defaultlib:user32.lib /entry:main

в результате чего образуется готовый к употреблению exe-файл с румяной поджаренной корочкой нашего ЦП (FASM ассемблирует намного быстрее).

Примеры более сложных программ легко найти в Сети. Как показывает практика, запросы типа x86-64 [AMD64] assembler example катастрофически неэффективны и гораздо лучше использовать что-нибудь вроде mov rax.

[заключение]

Вот мы и познакомились с архитектурой x86-64! Здесь действительно есть место, где развернутся и чему поучиться! Насколько эти знания окажутся востребованы на практике - так сразу и не скажешь. У AMD есть хорошие шансы пошатнуть рынок, но ведь и Intel не дремлет, активно продвигая собственные 64-разрядные платформы, известные под общем именем IA64, но о них как-нибудь в другой раз.

[переход в 64-разрдяный режим]

В исходниках FreeBSD можно найти файл amd64_tramp.S, быстро и грязно переводящий процессор в 64-режим. Откомпилировав, его можно записать в boot-сектор, загружающий нашу собственную операционную систему (вы ведь пишите ее, правда?) или слинковать com-файл, запускаемый из реального x86-режима (для этого потребуется чистая MS-DOS безо всяких экстендеров). В общем, вариантов много.

[перевод процессора в 64-разрядный режим]

//$FreeBSD: /repoman/r/ncvs/src/sys/boot/i386/libi386/amd64_tramp.S,v 1.4 2004/05/14

/*

* Quick and dirty trampoline to get into 64 bit (long) mode and running

* with paging enabled so that we enter the kernel at its linked address.

*/

#define MSR_EFER 0xc0000080

#define EFER_LME 0x00000100

#define CR4_PAE 0x00000020

#define CR4_PSE 0x00000010

#define CR0_PG 0x80000000

/* GRRR. Deal with BTX that links us for a non-zero location */

#define VPBASE 0xa000

#define VTOP(x) ((x) + VPBASE)

.data

.p2align 12,0x40

.globl PT4

PT4:

.space 0x1000

.globl PT3

PT3:

.space 0x1000

.globl PT2

PT2:

.space 0x1000

gdtdesc:

.word gdtend - gdt

.long VTOP(gdt) # low

.long 0 # high

gdt:

.long 0 # null descriptor

.long 0

.long 0x00000000 # %cs

.long 0x00209800

.long 0x00000000 # %ds

.long 0x00008000

gdtend:

.text

.code32

.globl amd64_tramp

amd64_tramp:

/* Be sure that interrupts are disabled */

cli

/* Turn on EFER.LME */

movl $MSR_EFER, %ecx

rdmsr

orl $EFER_LME, %eax

wrmsr

/* Turn on PAE */

movl %cr4, %eax

orl $(CR4_PAE | CR4_PSE), %eax

movl %eax, %cr4

/* Set %cr3 for PT4 */

movl $VTOP(PT4), %eax

movl %eax, %cr3

/* Turn on paging (implicitly sets EFER.LMA) */

movl %cr0, %eax

orl $CR0_PG, %eax

movl %eax, %cr0

/* Now we're in compatability mode. set %cs for long mode */

movl $VTOP(gdtdesc), %eax

movl VTOP(entry_hi), %esi

movl VTOP(entry_lo), %edi

lgdt (%eax)

ljmp $0x8, $VTOP(longmode)

.code64

longmode:

/* We're still running V=P, jump to entry point */

movl %esi, %eax

salq $32, %rax

orq %rdi, %rax

pushq %rax

ret

 

(Администратор не несет ответственности (Автор Денис Евгеньевич)