На главную

Смерть во имя сети

Куда уходят молодые годы?

Компьютер человеку - друг. А хакеру - помощник, незаменимый инструмент, и вообще его второе «я». Но просиживая за компом сутки напролет, многие даже не подозревают, чем это может быть чревато. О возможных последствиях долгих компьютерных марафонов мы сегодня и поговорим.

[жертвы компьютеров]

Не спеши переворачивать страницу, ворча о том, что «бабушкиных сказок» о вреде ПК ты можешь наслушаться и от папы с мамой. Потому что именно так думал Шон Вулли - американский парень, работавший в пиццерии, отличавшийся большой застенчивостью и страстной любовью к онлайновой игре EverQuest. Настолько страстной, что сначала Вулли забил на учебу, все свободное от работы время отдавая игре, а потом и пиццерию забросил. Играл он безотрывно с перерывом на сон и еду, а чтобы иметь возможность оплачивать игровое время (стоило это порядка 60 баксов в месяц), продавал из дома вещи и даже украл у матери кредитную карточку. Родительнице все это надоело до такой степени, что она выгнала несчастного геймера из дома, в надежде, что тот найдет себе работу и вернется в нормальный мир. Социальная служба устроила Шона работать носильщиком, предоставила комнату, жизнь постепенно стала налаживаться. Но как только Вулли скопил денег на подержанный компьютер, он вновь влился в онлайновый мир от Sony. Как потом оказалось, в последний раз Шон играл 8 дней подряд, а на день Благодарения мать обнаружила труп сына возле компьютерного стола. Рядом валялась винтовка 22-го калибра, посредством которой игроман отправил себя на тот свет. Психоаналитики уверили, что самоубийство произошло в результате нервного срыва - парень несколько суток находится в напряженном состоянии под воздействием событий в EverQuest, вдобавок почти ничего не ел и фактически не спал.

Житель Гонконга, семнадцатилетний Ли Пу Сан, онлайновым MMORPG предпочитал Diablo 2. С ним произошел случай очень похожий на первый - подросток все свободное время проводил за игрушкой, спал не более 2-х часов в сутки, и, в конце концов, его нашли около работающего PC в бессознательном состоянии. Изо рта и ушей геймера шла кровь, он скончался по пути в больницу. Причина смерти - стресс и общее переутомление.

Это еще что - из-за фанатизма к компьютерам некоторые не только гибнут сами, но и других убивают. Китаец Ку Чэнвей и его друг Жу Каоюань в одной популярной MMORPG выиграли на двоих виртуальный меч. Поклонники combats.ru знают, что виртуальное оружие можно толкнуть за вполне реальные бабки. Этим и воспользовался Жу, продавший меч на аукционе за 900$. Чэнвей, узнавший об этом, подал на приятеля в суд, но там его заявление, понятное дело, отклонили. Тогда Чэнвей решил сам расправиться с обидчиком, и, явившись к нему домой, всадил в грудь нож. Каюаню пытался убедить друга, что все деньги он вернет, но того это не остановило. На суде убийца не стал отрицать своей вины, и, зная китайские законы, догадаться о мере наказания не составляет большого труда.

В свое время на мировых новостных ресурсах долго мусолили историю о двух подростках, расстрелявших в одной из американских школ учителя и 12 одноклассников. Якобы до этого они переиграли в дум и обещали устроить нечто подобное в реальности. У мирового сообщества этот инцидент вызвал шок и кучу жарких дискуссий о необходимости ограничить уровень насилия в играх.

Не только у американцев и азиатов едет башня после многочасовых баталий в Сети. В Тюмени семнадцатилетний парень забил своих родителей до смерти из-за того, что они не пускали его в компьютерный клуб. А в Екатеринбурге двенадцатилетний мальчик скончался от обширного инсульта после относительно небольшого (12 часов) геймерского марафона. Во время игры ему стало плохо, закружилась голова, но он был так увлечен, что оторвался от компа лишь когда его скрутил сильнейший эпилептический припадок.

Что ж, думаю, примеров хватит. Причин, по которым юзер превращается из «человека разумного» в «человека играющего», может быть несколько. Это и неустроенность в жизни - в Сети ты богат, у тебя большие мышцы, несколько жизней, тебя боятся ведьмы, монстры и другие игроки. На время ты забываешь о реальных неприятностях и повседневных заботах. Кому-то не хватает эмоций в реальной жизни, обычно игроманы - закомплексованные, малообщительные люди.

Человек становится геймером постепенно. Сначала пробует «погаматься» от нечего делать или по совету друзей, со временем втягивается, и повседневные дела отходят на задний план. Находясь в реале, он рвется вернуться в мир шейдерного неба и интерактивных соседей. В конце он становится бледным молодым человеком с красными глазами, сидящим круглосуточно за компьютером и говорящий только о драконах или эпических доспехах. Грань, когда игры для забавы, позволяющие скоротать пару часиков после работы, становятся твоей новой жизнью, очень трудно уловить. Напрашивается связь между любителями одноруких бандитов и футбольных тотализаторов. Но если они теряют лишь деньги, ты можешь лишиться здоровья, а то и жизни.

[судмедэкспертиза]

Больше всего при работе за PC страдает твое зрение. Тебе наверняка знакомы следующие симптомы: рези, жжения в глазах, затуманивание зрения, боль при движении глаз. Это так называемый «Компьютерно-зрительный синдром». Он вызван тем, что изображение на экране монитора сильно отличается от естественного, оно по-другому светится, у него не такая, как у реальных объектов, резкость, находится на непривычном расстоянии. К тому же рабочее место обычно неправильно оборудовано и имеет недостаток освещения. При наборе текста глаза страдают оттого, что должны постоянно «перескакивать» с клавиатуры на экран, что влечет дополнительную нагрузку. Когда ты работаешь за компьютером, у глаза нет естественных фаз отдыха, он все время находится в напряжении. Ты можешь привести в пример телевизор, но при просмотре ТВ тебе не нужно напрягаться, разглядывая, какие там сережки у ведущей и какого цвета часы у героя фильма.

К чему это ведет? Сначала - просто дискомфорт, боль в глазах. Потом - близорукость. Причем при постоянной работе за компьютером (каждый день не менее двух часов), близорукость прогрессирует по диоптрии в год! И это не заявления антиглобалистов, а факт, который подтвердит любой офтальматолог (исходя из этого факта, я должен был ослепнуть пару лет назад - прим. mindw0rk).

Нормальный ЖК монитор с диагональю, как минимум, 17 дюймов практически мастхэв.

ЭЛТ-моники дают излучение, мерцают, да и картинка в них менее качественная. Пересев на ЖК ты сразу почувствуешь разницу, так как глаза будут уставать намного меньше.

Если ты по каким-то причинам остаешься поклонником ЭЛТ - выбери себе дорогую модель от серьезного производителя, соответствующую стандартам TCO`03. Твои глаза должны находится от монитора на расстоянии вытянутой руки - около 50-70 сантиметров. Освещение должно быть достаточно сильным, лампы расположи так, чтобы свет падал с левой стороны. Старайся работать с нормальными шрифтами, приятной цветовой гаммой, не используй разрешения типа 1600х1200 - оно годится разве что для профессиональных дизайнеров. Уровень глаз должен приходиться на центр или 2/3 от высоты дисплея, и, конечно, желательно периодически делать перерыв.

Многие компьютерщики страдают искривлением осанки, и что куда опасней - сколиозом. А ведь с детства нам твердят - сиди за столом ровно! И это тот случай, когда папы-мамы-бабушки правы... При длительном сидение за компом происходит сдавливание грудной клетки. Легкие не могут работать полноценно, следовательно клетки организма не получают необходимого кислорода. Отсюда головные боли, бледность лица и болезни, связанные с дыхательной системой. Поэтому позаботься о покупке нормального кресла и стола под рабочее место. Сходи в аптеку и накупи себе витаминов группы B - твоему мозгу это необходимо. Если ты заядлый оверклокер, то твоя машина ревет как взлетающий вертолет, а постоянный шум чреват нервными расстройствами. Вообще, используй свое время рационально. Не торчи за компом просто так: от многочасового сидения в IRC и гамания в World of Warcraft толку немного (зато сколько удовольствия! - прим. mindw0rk). Если будешь выполнять все эти советы и рекомендации, то не будешь в расцвете лет ходить в толстенных очках, с кривой осанкой и расшатанными нервами. Да, забыл сказать, что от малоподвижности может начаться развиваться простатит. Тебе нужна импотенция в 20 лет?

На вере юзеров нередко пытаются заработать мошенники. Вспомнить только тюменского экстрасенса, который «разработал» устройство, позволяющее полностью избежать воздействие компьютера на психику человека. Устройство называется биоактиватор - снаружи выглядит как обычная пластиковая карточка со встроенной матрицей. Как говорит создатель, достаточно прикладывать карточку ко лбу через каждый час работы, и она «вернет в норму все функции головного мозга и восполнит кислородное голодание мозга от компьютерного излучения». Так сказать, аккумулятор биологической энергии, который продавался очень успешно.

[антикомпьютерные движения]

Для того чтобы уберечь людей от компьютерной зависимости, в некоторых странах вводятся ограничения на пользованием компьютером. Например, в Китае несовершеннолетним запрещено посещать интернет-кафе. Также подобные заведения запрещено размещать возле школ, а при работе в Сети нельзя заходить на сайты порнографической, азартно-игровой и политически «нехорошей» направленности. За нарушение любого из этих условий предусмотрен штраф в 1800 долларов, что для Китая огромные деньги. Также в самой многочисленной стране собираются внедрить программы, которые будут контролировать время, проведенное за онлайновой игрой, и отрубать пользователя от Сети, если тот слишком увлечется. Я, правда, не совсем понимаю, как заставить сотни миллионов китайских юзеров установить эти утилиты, но, думаю, правительство разберется.

Во многих странах запрещают жестокие стрелялки. В Германии, например, запретили ввоз игр Return to castle Wolfenstein и Unreal Tournament. А Postal 2 был запрещен везде, где только можно.

В Белгородской области по распоряжению губернатора принят закон о запрещении «распространения любых видов продукции, пропагандирующих насилие, агрессию и антиобщественное поведение». Естественно, что наши любимые 3D-шутеры попадают в эту категорию. Впрочем, чтобы заставить пиратов не продавать экшены, надо искоренить само пиратство, а это в наших условиях невозможно (и, честно говоря, слава Богу). А вот в компьютерных клубах молодежь еще долго не поиграет в Counter-Strike.

В мире существуют даже целые антикомпьютерные движения, активистами которых обычно становятся родители детишек, сутками просиживающих за компом. В США и Китае проходили демонстрации с требованием принять меры против компьютерной лихорадки. Какие именно активисты не уточнили, но результат потребовали однозначный - не дать детям утонуть в океане Интернета.

Из русских движений вспоминается СИТЕ. Была такая тусовка людей, которые продвигали в массы идеологию «ПК - сатанинское зло». Лидером движения был Александр Гагин, которого однажды пригласили на телепередачу «Национальный интерес» и он перед миллионами телезрителей разнес топором 386-ой писюк. Но если верить www.echonet.ru, Гагиным являлся никто иной, как Иван Паровозов - один из крупнейших сетевых деятелей рунета, а само движение СИТЕ - не что иное, как стеб. Расправившись прилюдно с «порождением зла», Гагин-Паравозов вернулся домой и стал сочинять очередной обзор, посвященный сетевой жизни.

[можно ли считать меня нормальным?]

Приветствую Амиго, это майндворк. Я смотрю, мой коллега тебя совсем запугал своими страшилками про навеки искалеченных юзеров, едва севших за компьютер. Хочу рассмотреть этот вопрос с другой стороны. Меня, пожалуй, смело можно отнести к тем самым жертвам компьютерной революции, так как за компом я часто провожу больше времени, чем на свежем воздухе. Это не значит, что у меня пудовые очки и 300 кило живого весу, да и длительное воздержание от компов я переживаю вполне свободно, если есть чем заняться. Но круглосуточные сетевые марафоны мне не в диковинку.

В одном научном журнале я читал интервью с психологом, который говорил, что основная проблема хардкорных компьютерщиков - «отсутствие нормального человеческого общения». Но ведь основная задача общения - обмен информации, и неважно, передаешь ты эту информацию голосом или по Сети. Для многих общаться в Сети намного проще, да и найти себе собеседника по душе несложно.

Что касается эмоций, то многие цепляются за виртуальный мир именно потому, что он способен дать им больше эмоций, чем мир реальный. Взять тот же World of Warcraft, в который сам я играю уже почти год. Я прекрасно помню яркие моменты из риаллайфа, которые меня будоражили, но ни один из таких моментов не сравнится с чувством, когда после нескольких недель совместных со своей гильдией отчаянных попыток убить сложного босса, у вас, наконец, это получается. Или когда ты принимаешь участие в масштабной битве и чувствуешь себя частью истории, пусть даже виртуальной. Конечно, можно пойти на войну и узнать, что это такое на самом деле, но я не думаю, что там ты получишь позитивные эмоции.

Что бы там ни говорили исследователи, но люди предпочитают виртуальный мир реальному, потому что он интереснее. MMORPG с каждым годом становятся все сложнее и масштабнее, возможности их растут, и если раньше ты мог только тупо мочить монстров, теперь ты можешь по-настоящему жить в таком мире, и всегда найдешь чем там заняться. Онлайновые игры постоянно развиваются, выпускаются патчи, аддоны, которые подогревают интерес. Ты все время открываешь для себя что-то новое, и стремление открыть что-то еще, «подстегивает» тебя играть дальше и дальше. Со временем ты привыкаешь к виртуальному миру, начинаешь считать его своей неотъемлемой частью. Во многом тому виной - люди, с которыми ты успел познакомиться, подружиться, с которыми прошел огонь, воду и медные трубы. Бросить игру - значит, никогда их больше не увидеть.

Вспомни Сайфера из фильма «Матрица», как он сидел и размышлял, что лучше - печальная действительность или сладкий мир грез. Так и здесь. С одной стороны, учеба/работа, которые тебе наскучили, люди, тебе не интересные, но с которыми приходится общаться, обязанности, которое вопреки своему желанию приходится исполнять. С другой - мир, который дает тебе свободу от всего этого. О том, что виртуальные миры реальным предпочитают исключительно закомплексованные подростки, у которых ничего нет в реале, говорят обычно те, кто понятия об этом не имеет. Для успешных людей, независимо от возраста и пола, виртуальный мир представляет такой же соблазн, как и для всех остальных. Нужно только открыть в нее дверь.

Конечно, для реальной жизни последствия виртуальной страсти могут быть печальными. Среди моих знакомых по WoW есть люди, которые за год из-за увлечения игрой успели разойтись с женой/девушкой, бросить работу/учебу, которые не выходили из дома неделями. Но я уверен, когда они в игре, они забывают обо всем. Помнится, кто-то писал: «В целом неважно, как ты живешь, главное, чтобы ты получал фан». Насчет угрозы здоровья у меня есть свое мнение. Мне кажется, что организм человека - это машина, которая умеет привыкать ко всему. И чем дольше ты работаешь за компьютером, тем свободнее ты чувствуешь себя в его обществе. У людей, которые редко юзают PC, от двухчасового сидения за ним начинают болеть и слезиться глаза. Хардкорный компьютерщик может просидеть за компьютером трое суток, с перерывом на сон, и чувствовать себя превосходно.

 

(Администратор не несет ответственности (Автор Денис Евгеньевич)